В конце 2008 года Кабмин озаботился порядком
прохождения техосмотра украинскими автовладельцами и издал
постановление, согласно которому все машины должны осматриваться на
сертифицированных станциях диагностики. Раньше для того, чтобы получить
заветный талончик на лобовое стекло автолюбителям нужно было оплатить
транспортный сбор и дождаться инспектора с зеркальцем на
специализированной стоянке ГАИ. Но вот с 1 января правила изменились. В
Одессе на сегодня всего три станции диагностики техсредств, где можно
получить документ о техническом соответствии "железного коня".
"Сегодня" посмотрела, какие "процедуры" предписаны машинам одесситов,
побывав в диагностическом комплексе, который расположен на углу улиц
Чапаевской дивизии и Королева.
По словам инженера комплекса Нины Пугачевой, их
фирма первой в Одессе получила государственную лицензию на проведение
техосмотра. "Для этого понадобилось пройти полную поверку оборудования
и обследование сразу тремя госструктурами — ГАИ, Минтрансом и
Госстандартом. Требования очень жесткие — у нас все оборудование и
инструменты вплоть до последней линеечки и штангенциркуля имеют свои
паспорта и полностью соответствуют ГОСТам", — говорит сотрудница
техстанции. Сейчас, как утверждает Нина Михайловна, пройти техосмотр
владельцу исправного авто — проще простого. Нужно заплатить в кассу
станции 45 гривен и предоставить для осмотра автомобиль. После того,
как автолюбителю выдадут протокол осмотра, надо оплатить обязательный
транспортный сбор, сдать все квитанции с протоколом осмотра в ГАИ и
получить талончик на стекло.
МИНУСЫ. Как
рассказали сотрудники станции, к автовладельцам особо не придираются.
Главное, чтобы в автомобиле были исправны все тормозные системы и
освещение. Время прохождения техосмотра — не более 20 минут. Но есть и
подводные камни новой процедуры техосмотра. "Мы не имеем права
диагностировать авто грузоподъемностью свыше пяти тонн. Проблемы
создает и то, что лицензированных станций в Одессе пока всего три. Нам
сейчас часто звонят из области и просят выдать протокол осмотра
"заочно", чего мы делать не имеем права. Но людей можно понять — срок
техосмотра уже подошел, а ехать к нам придется за 200 километров" .
"В настоящее время в области только три лаборатории
могут осуществлять диагностику авто, поскольку имеют аттестацию
Одесского центра стандартизации и метрологии, — подтверждает инспектор
сектора технической инспекции облГАИ Сергей Барбус. — Проблема в том,
что даже аттестованные предприятия не могут диагностировать автомобили
грузоподъемностью более 5 тонн. Так что пока на территории области не
может пройти техосмотр большинство автобусов и грузовиков".
Одними из первых негативные последствия
постановления Кабмина ощутили на себе сельские школьники. Например, в
Ширяевском районе школьный автобус, вовремя не пройдя техосмотр,
перестал возить учащихся и теперь десяткам ребятишек надо думать, как
преодолеть 15 км от дома до школы.
ДЕФИЦИТ ТАЛОНОВ
Обязательная диагностика не предусматривает никаких
льгот для ветеранов и инвалидов. Кроме того, не все ясно и с
техосмотром мотоциклов и мопедов — решение о их соответствии
техническим нормам, по словам механика станции Анатолия Подопригоры,
производится сейчас лишь методом "внешнего осмотра". Но самое главное
то, что в ближайшие два месяца получить талон на стекло не удастся
никому из-за банального отсутствия талонов ТО в ГАИ.